В 1978 году японский ученый Масахиро Мори провел опрос, исследуя эмоциональную реакцию людей на внешний вид роботов. Поначалу результаты были предсказуемыми: чем больше робот похож на человека, тем симпатичнее он кажется — но лишь до определённого предела. Наиболее человекоподобные роботы неожиданно оказались неприятны людям из-за мелких несоответствий реальности, вызывающих чувство дискомфорта и страха. Неожиданный спад на графике «симпатии» и был назван «Зловещей долиной», притом Масахиро Мори обнаружил, что анимация усиливает и позитивное, и негативное восприятие.
Причина такого психологического феномена не выяснена до сих пор. Возможно, проблема в том, что человек так устроен, что подсознательно анализирует малейшие отклонения от «нормальности». Может быть, причина в том, что на определённом уровне сходства робота с человеком машина перестаёт восприниматься как машина и начинает казаться ненормальным человеком или оживлённым трупом, кадавром. Кроме того, причиной неприязни может являться симметрия лица робота, которая редко наблюдается у людей и выглядит немного устрашающе.
Феноменом «зловещей долины» издавна пользуются создатели фильмов, литературы, игр и анимации, чтобы вызвать чувство страха, — достаточно вспомнить чудовище Франкенштейна, зомби, медсестёр из Сайлент-Хилла или Садако из фильма «Звонок». Искусственные персонажи, которые должны вызывать симпатию, не должны быть чересчур похожи на людей, особенно если они анимированы — это хорошо знают мультипликаторы.
Согласно теории Масахиро Мори, поскольку робот и вообще всякое антропоморфное создание по внешности и движениям стремится походить на человека, сам человек будет относиться к этому стремлению с определенной симпатией. Человек словно переживает за искусственный объект, который очень хочет достичь желаемого. Примерно такую симпатию вызывает ребенок, который хочет стать взрослым. Но это положительная реакция будет продолжаться до тех пор, пока не наступит «точка пресыщения» в эмоциональном восприятии робота. После этапа симпатии наступает этап сильного отвращения. Дальнейшее движение робота к образу и подобию человека приводит, в конце концов, к тому, что робот и человек будут трудно различимы. И здесь опять наступает этап симпатии, когда отношение к роботу будет на уровне сочувствия, уже как к живому человеку. Период формирования резко отрицательной эмоциональной реакции на роботов Масахиро Мори и назвал «зловещей долиной». На этом этапе робот из состояния «едва человеческого» стремится к состоянию «полностью человеческого». Хотя и этот период может быть ограниченным. Когда робот станет «почти человеком» опять появляется ощущение «странного», которое может помешать успешному и плодотворному взаимодействию робота и человека.
Причем тот же феномен наблюдается и у обезьян:
Для объяснения феномена было выдвинуто множество разных версий. Согласно одной люди так реагируют на человекоподобные объекты, так как в какой-то момент перестают считать их машиной, а начинают воспринимать их за ненормального человека или за оживленных мертвецов. Зловещей долиной был назван провал на условном графике, изображающем реакцию людей, возникающую при взгляде на человекоподобных роботов, или зомби.
Чтобы выяснить, «впадают» ли приматы в зловещую долину, Газанфар демонстрировал макакам сгенерированные на компьютере изображения обезьяньих морд — довольно правдоподобных, но не настолько, чтобы их нельзя было отличить от фотографии.
Оказалось, что обезьяны не особенно хотят смотреть на себе подобных, но ненастоящих персонажей. «Улучшение реализма не приводит к положительному восприятию. Нас не особенно удивило то, что обезьянам присущ феномен зловещей долины»