Дикий человек
| |
TVirus |
Дата: Суббота, 25.12.2010, 14:54 | Сообщение # 1 |
Lady Dark Floors
Группа: Модераторы
Сообщений: 2893
Статус: Offline |
Дикий человек (англ. wild man) или вудвос (англ. woodwose) — мифическое существо, которое появляется в искусстве и литературе средневековой Европы. Изображался покрытым волосами или шерстью и зачастую вооружённым дубиною. Его образы использовались в геральдических гербах, в первую очередь в Германии, особенно в XVI веке. Ранние гравёры в Германии и Италии (например, Мартин Шонгауэр и Альбрехт Дюрер) весьма любили изображать диких мужчин, диких женщин и дикие семьи. Существует ли дикий человек, наводивший такой страх на наших средневековых предков, или он лишь персонаж фольклора? А может быть, воспоминание об огромном и косматом обитателе лесов осталось в народной памяти еще с тех пор, когда неандерталец бродил по Европе? Также интересна эволюция образа дикого человека от ужасного демона к символу силы и представлению его в виде “благородного дикаря”. Предводитель обезьян Тарзан является его современным литературно-кинематографическим воплощением, сегодня его также называют “снежный человек”, бигфут или сасквач. А что, если и нынешние диковатого вида поп-звезды также проявление нашего представления о диком человеке? “Внезапно из норы показался взрослый волк... За ним еще один, того же размера и вида. За вторым вышел третий, а следом за ним один за другим два волчонка... Сразу за волчатами появилось привидение ужасного облика, руки, ноги и туловище которого принадлежали, несомненно, человеческому созданию. Его голова, похожая на большой шар, была почти скрыта плечами и верхней половиной груди. Взгляду открывались только острые контуры небольшой видимой части лица, но это было лицо человека. Сразу за первым существом следовало другое, такое же ужасное, но меньших размеров. Их глаза горели, а взгляд был пронзительным, не похожим на человеческий”. Перед нами отрывок из дневника преподобного Дж. Сингха, бенгальского миссионера первой половины нашего века, описывающий встреченных им двух одичавших человеческих детей - маленьких девочек, воспитанных в дикости семьей волков. Очень редко в реальной жизни, но довольно часто в мифологии и популярной литературе встречаются случаи, когда ребенок человека воспитывается дикими животными, чаще - волками. Причудливым выражением этой тенденции стала история Маугли из “Книги джунглей” Редьярда Киплинга. Его спасает от тигра-людоеда и воспитывает семья волков. Противоречивое отношение людей к волкам - страх перед ними и восхищение их силой - также проявилось и в легенде о братьях Ромуле и Реме, легендарных основателях Рима. Их мать, принцесса Рея Сильвия, была отдана в весталки своим братом, узурпировавшим трон отца. Отцом братьев Сильвия называла бога Марса, но это божественное родство мало чем помогло им. Новый правитель, опасаясь с их стороны притязаний на трон, приказал бросить братьев в Тибр. Младенцы были спасены и вскормлены волчицей (кстати, волк - священный зверь бога Марса), а позднее воспитывались в семье простого пастуха. Когда братья выросли, они свергли узурпатора, возвратили трон своему деду и основали Рим. Хотя легенда утверждает, что название города образовано из имен братьев, скорее всего, действительная история основания Рима имеет другое происхождение, а Ромул и Рем были включены в нее позднее, чтобы придать великому городу романтический и таинственный ореол. Эта история о детях, выросших в диком лесу, имеет много общего с греческими легендами. Вероятно, римляне, хорошо знавшие греческую мифологию, позаимствовали готовый сюжет для своих целей. Роль Марса в истории - как предполагаемого отца братьев и как покровителя волков - явная попытка связать Рим с могущественным богом войны. Как бы ни были интересны эти истории, но Маугли и Ромул с Ремом все же были человеческими существами, способными адаптироваться к человеческому обществу, когда в этом возникла необходимость. В дикое состояние они были ввергнуты искусственным путем. Для нас более интригующими являются описания существа, которое вроде бы и человек и еще не совсем человек. Дикость - его естественное состояние. Беспрестанная угроза жителям окрестных поселений, одержимость самыми низменными инстинктами, агрессивность плюс огромная сила - короче, это было существо, очень похожее на доисторического неандертальца. Сегодня мы знаем, что до того, как современный человек появился на исторической сцене, многие ему предшествующие примитивные формы людей обитали в разных частях Земли. Где-то одновременно могли тысячи лет жить рядом два разных вида этих доисторических людей. В результате непрекращающегося конфликта между ними один из этих видов мог навсегда покинуть историческую арену. Например, хотя мы и не имеем этому прямых доказательств, неандерталец, обитавший в Центральной и Юго-Восточной Европе 32-35 тысячелетий тому назад, мог знать кроманьонца, еще одного нашего предка, жившего в Европе между 32-м и 28-м тысячелетиями до н. э. Если неандерталец еще не вымер к тому времени и наш предок его застал, то очень возможно, что впечатления о встречах с человекоподобным существом, стоявшим на более низкой ступени развития, могли оставаться в людской памяти в виде мифа уже после того, как этот вид перестал существовать. Наверняка пути разных видов доисторических людей пересекались и в других районах мира. Может показаться невероятным предположение, что воспоминания о человекообразных существах, которых уже нет на Земле тысячи лет, могут храниться так долго в памяти человечества, но известно, что страхи и предрассудки имеют глубокие психологические корни и это гораздо более сложный механизм, чем обычно думают. Конечно, такая память существует не как реальное знание о событиях собственной эволюции, а в виде легенд и мифов о живом диком человеке. Люди, верившие в его существование в прошлом - а их было гораздо больше, чем в наши дни, - знали очень мало или, скорее, ничего не знали о неандертальце и его месте в теории эволюции. Средневековые европейцы были уверены, что человек всегда имел такой внешний вид, как выглядел их современник. Об этом же свидетельствует и библейская легенда об Адаме и Еве. Если вера в дикого человека произрастает из доисторических воспоминаний, то сам их источник давно и прочно забыт. Неосознанная память о доисторической жизни и ее опасностях, постепенно трансформируясь, передавалась от одного поколения к другому. Этот феномен известный психолог Карл Юнг назвал “коллективной бессознательностью”. Готовность верить в дикого человека до поры лежит глубоко спрятанная в каждом, и требуется только совпадение, некоторых условий для превращения легенды в реальность. Этими условиями являются наличие самого мифа, отсутствие научных знаний и некое случайное событие, которое возвратит миф из небытия. Наиболее ярким современным примером дикого человека является “снежный человек”, или гималайский йети, в существование которого упрямо верят как местные жители, так и исследователи, работающие в Гималаях. Его не удалось ни разу ни поймать, ни даже четко сфотографировать, хотя фотографии отпечатков следов йети есть. Но множество людей утверждают, что видели его. Описания внешнего вида “снежного человека” широко варьируются: от 1,5-метрового вегетарианца до 4,5-метрового плотоядного хищника. Считается, что йети наделен огромной силой, способностью вырывать с корнем деревья и швырять валуны как мелкие предметы. В Северной Америке живет своя версия йети, в Канаде его называют сасквачем, в Соединенных Штатах - бигфутом. Давно известный индейцам, бигфут стал наводить страх и на переселенцев из Европы. Время от времени даже и сегодня несчастные случаи или убийства в отдаленных горных районах континента приписываются этому страшному созданию. Обычно его описывают как существо почти 2,4-метрового роста с огромными ступнями, о чем свидетельствует и название (бигфут - “большая нога”). Он очень похож на человекообразную обезьяну, которая, как известно, не водится в Северной Америке. Если наши современники, вооруженные знаниями исторической науки, могут верить или частично верить в истории о получеловеческом диком существе, бродящем по лесам, нет ничего удивительного в .том, что люди во времена средневековья верили в существование дикого человека. Уже через много лет после эпохи средневековья шведский естествоиспытатель Карл Линней включил гомо ферус, дикого человека, в свой труд “Система природы”, опубликованный в 1735 году. Линней описывает этот особый вид как человека “полутораметрового роста, немого и заросшего волосами”. В при-. мер он приводит, как совершенно достоверные, рассказы о диких детях. Яркое описание альпийского подвида европейского дикого человека мы находим в книге Ричарда Бернхеймера “Дикий человек в средние века”: “Огромный, волосатый и немой... он, возможно, был таким огромным, что его ноги были толщиной с дерево. Его нрав, когда он раздражен, страшен и неукротим. Первое его побуждение при встрече - разорвать на части вторгшегося в его владения. Когда он начинает мстить, он может заставить исчезнуть озера и опустить города на дно. Он похищает женщин и поедает людей, предпочитая некрещеных детей. В итальянском Тироле и швейцарской Гризони местные жители верят, что он практикует обмен своего собственного никчемного потомства на человеческих младенцев”. Раньше вера в существование этого ужасного создания была в Европе всеобщей, но постепенно угасла, за исключением некоторых небольших селений в глухих лесных местах и деревушек в швейцарских горах. В эпоху средневековья тем не менее мифы о диком человеке расцветали в различных видах по всему континенту и на Британских островах. Его изображения, а также портрет его самки и детенышей появились на гобеленах и гончарных изделиях, а также на гравюрах по металлу, в деревянных поделках и каменных статуэтках. Так, портал церкви святого Григория в Вальядолиде в Испании, построенной во второй половине XV века, украшен статуями волосатого человека вместо фигур святых. На первый взгляд это кажется удивительным и кощунственным прославлением мифического зверя церковью. Но фактически портал выполнен в виде геральдического щита короля Фердинанда и королевы Изабеллы, гербы которых вырезаны на входных воротах. В тот период дикий человек часто был представлен в качестве защитника или покровителя на фамильных гербах, а кроме того, хранителя фамильной чести. Подобные функции выполняли и многие другие существа, изображавшиеся на геральдических гербах, - львы, единороги и грифоны. В этом ряду дикий человек являлся символом силы, а также богатства и плодородия. Ирония судьбы, но именно дикий человек во времена засилья инквизиции успешно выполнял роль символического защитника монархии и веры. Хотя на всем протяжении истории он рассматривался церковью как одержимый нечистой силой зверь, как существо, приговоренное самой судьбой к роли исчадия ада, как наихудшее из воплощений сатаны. С другой стороны, это был пережиток древних языческих верований в лесных богов и демонов. Греческий лесной бог Селен описывался как существо косматое и обладающее нечеловеческой силой. Римские писатели, включая Ювенала и Вер-гилия, писали о расе примитивных людей, рождавшихся из стволов деревьев. Нечто более правдоподобное оставил нам римский историк Плиний, сообщавший, что в Индии живет племя диких полулюдей-полуживотных, покрытых густой шерстью, с желтыми глазами и собачьими зубами. Он утверждал, что нашел эту информацию в описаниях индийского похода великого царя Александра Македонского. Можно предположить, что источником мифов о диком человеке был какой-то крупный вид человекообразной обезьяны, подобной орангутану. Нет необходимости говорить, что в некотором смысле человекоподобные обезьяны обладают многими человеческими качествами. Также не трудно представить, как встречи с человекообразными обезьянами могут перерастать в истории о диком человеке, пока передаются от одного человека другому, от одного поколения к следующему. Легенды о диком человеке находят параллели в самой Библии, где в пророчествах Исайи во время его блуждания в одиночестве по Палестине говорится:“Волосатые существа танцевали там”. Слово на иврите “сеерим” означает нечто вроде косматого монстра, обитающего в дикой пустыне. Переводчик Библии считал, что это волосатое существо, возможно, было “ин-куби” - неким злым духом, спускающимся на спящих женщин и насилующим их, или сатиром, у которого те же наклонности, но нападает он на женщин уже проснувшихся. Во всяком случае, о существовании дикого, косматого человека и его характеристике как похотливого, аморального создания было довольно хорошо известно еще на заре христианской эры. Тот факт, что никто на самом деле не видел еще ни одного подобного существа, естественно, выливается в такое разнообразие описаний. Некоторых из них представляли гигантами, способными сражаться со стволами деревьев в руках, со шкурами львов, накинутыми на плечи. Других описывали в виде гномов и карликов. Довольно часто они оказывались ростом с обыкновенного человека. Но не все дикие люди косматы. В Англии, например, дикий человек представлялся покрытым листьями, обросшим мхом и плющом. Забавная картинка XV века изображает двух дерущихся диких людей, тела которых наполовину покрыты шерстью, наполовину украшены листьями. Есть даже разновидности с птичьими перьями. Дикий человек являлся привычной составной частью многих средневековых карнавалов, и даже сегодня его фигура скачет на карнавалах и празднествах кануна крещения в некоторых странах Европы. В деревнях в окрестностях Оберсдорфа в Германии танец дикого человека исполняют ряженые, одетые в костюмы из лишайника и сена, и в вырезанных из дерева страшных масках. Фигуры дикого человека в меховых балахонах пляшут также на праздничных карнавалах на Балканах и в Марокко. Их обычно сопровождают персонажи, представляющие других животных, а также иногда появляется фигура в женской маске, обозначающая невесту дикого человека. Наблюдая за танцами и играми, таким образом представляющими дикого человека, мы можем понять, как народы средневековья воспринимали это неуловимое, но могучее существо. Один из обычных сюжетов о диком человеке - он и сейчас часто разыгрывается на Балканах - включает в себя охоту на дикого человека, поимку его и убийство, за которым часто следует его воскрешение. Истории о поимке дикого человека были очень популярны в народе в средние века. Обычно представление начинается с появления громко поющего и шумного персонажа в меховом балахоне, прыгающего и скачущего среди собравшейся публики и пытающегося ее напугать. В конце концов группе жителей деревни удается схватить его, а затем или “убить” на месте, или увести с собой в цепях для предания суду. В некоторых представлениях с участием дикого человека, главным образом разыгрывающихся в конце весны или самом начале лета, после смерти дикий человек возвращается к жизни, что, очевидно, означает его важность как символа плодородия и обновления жизни. На карнавальных представлениях, сопровождающих масленицу, он обычно остается мертвым - возможно, потому, что в этом случае сам представляется символом этой поры, знаменует окончание периода великого поста. Другими словами, убийство дикого человека представляется как подавление в человеке вожделения и похоти. Дикий человек также является непременным персонажем буйных разгульных пирушек, так называемых шаривари, пользовавшихся популярностью во Франции позднего средневековья. Это шумное, скандальное представление с танцами и песнями исполнялось по случаю свадьбы какой-нибудь непопулярной персоны. Одни персонажи этого жутковатого спектакля были одеты в звериные шкуры, некоторые даже отплясывали голыми. Скрывавшиеся под различными странными и уродливыми масками танцоры давали выход своим самым низменным инстинктам. Шаривари, случалось, показывались и при дворе. В двух известных случаях, по крайней мере, в представлениях участвовал сам король Карл VI. В других представлениях дикий человек выступал предводителем Диких охотников или Дикой орды. Этот отряд демонов со своими собаками бродит по небу темными ночами, наводя ужас на всех, кто их увидит. Дикая орда - один из широко распространенных сюжетов мифов и легенд. В самом начале вождем Дикой орды, вероятно, был германский языческий бог Вотан, затем, по мере развития легенды, эта роль перешла к дикому человеку.
|
|
| |
TVirus |
Дата: Суббота, 25.12.2010, 14:54 | Сообщение # 2 |
Lady Dark Floors
Группа: Модераторы
Сообщений: 2893
Статус: Offline |
В дальнейшем легенда дополнялась и усложнялась. Появились женские версии Дикой орды, ведомой воинственными богинями вроде Дианы и представлявшей собой большую компанию демонов женского пола. Женских демонов, участников Дикой орды, иногда путают с дикой женщиной. Дикая женщина - это не супруга дикого мужчины, но отдельное существо, которое встречается в районах, где дикого человека мужского пола никогда не видели. Внешний вид и размеры дикой женщины, по различным описаниям, имеют значительные различия, но, как и в случае дикого человека альпийской версии, так называемого Фзнджа, она из числа самых страшных существ. Рихард Бернхеймер пишет, что это “колоссальных размеров великанша-людоедка, обладающая огромной силой и отталкивающим уродством. Ее тело покрыто жесткой щетиной, а рот в страшной гримасе растягивается от уха до уха. У нее черные неухоженные волосы с запутавшимися в них лишайниками, и, если верить отчетам из Швейцарии, ее грудь настолько длинная, что она может забросить ее на свои плечи (такую же характеристику дают и самке йети). Питаться же она предпочитает человеческими детьми”. Однако уродливые, по описаниям, дикие женщины обладают способностью привораживать мужчин - для этого, если необходимо, они могут превращать себя в молодых, красивых и привлекательных женщин. Они также любят и умеют драться, даже могут оспаривать у дикого человека-мужчины место предводителя в Дикой орде. На гобеленах и вырезанных из дерева статуэтках еше в раннем средневековье дикая женщина уже все чаще показывалась и в добром настроении, мило общающейся с диким человеком в прелестном лесном убежище. “Ее внешний вид, - пишет Бернхеймер, - если не обращать внимания на косматость, явно человеческий и даже в некотором роде привлекательный, а ее поведение чаще всего как у преданной жены и хозяйки дома, умело ведущей хозяйство в условиях примитивной лесной жизни”. Подобное наивное и идиллическое изображение дикого человека и его домочадцев показывает, как постепенно менялось отношение к нему людей - по крайней мере, среди большей части цивилизованного общества. Он не долго оставался демоническим созданием, наводящим страх на крестьян, и вскоре превратился в существо скорее безвредное, даже забавное. В позднем средневековье проявилось и другое отношение к дикому человеку: он стал вызывать восхищение и превратился в предмет зависти. Некоторые писатели, например Ганс Закс из Германии, представляли дикого человека в качестве здоровой альтернативы лживому и жестокому обществу. Его поэма “Песнь дикого человека о лживом мире” включает в себя подробный перечень пороков, разъедающих общество, с последующим восхвалением простой и бесхитростной жизни в лесу дикого человека и его семьи: “Мы питаемся дикими плодами и кореньями, пьем чистую родниковую воду и греемся под лучами солнца. Одежду мы носим из листьев, травы и мха, которые служат нам также постелью и одеялом... Товарищей и друзей мы находим среди лесных зверей, мы не причиняем им зла и живем с ними в мире... Среди нас царит братская любовь, и никто из нас не питает злобы к другим, каждый поступает с другим так, как он хочет, чтобы поступали с ним самим”. Тема о благородном дикаре не нова. Она была популярна еще у древнегреческих и древнеримских писателей. И вот снова появилась на свет в конце XV11I века. Оставим в стороне вопрос о ее истинности или ошибочности, эта идея, вероятно, никогда не была широко распространена. Большинство людей во времена Ганса Закса, или в любые другие эпохи, были слишком связаны со своим миром, чтобы серьезно рассматривать преимущества дикой жизни в лесу. Возможно, однако, вера в дикого человека удовлетворяла неосознанную потребность некоторых людей верить в возможность подобной жизни. Даже наводящая ужас звериная ипостась дикого человека могла быть психологически целесообразна, давая выход тем проявлениям человеческой природы, которые общество и религия стремились подавить. Несомненно, именно роль нашего второго “я” играет дикий человек в средневековых историях о возвышенной любви. В аристократических кругах того времени брак и романтическая любовь были разделены. Знатная дама могла быть замужем и в то же время иметь любовника для души, чье поведение по отношению к ней отличалось преувеличенным уважением, даже поклонением. Он должен совершать в честь госпожи своего сердца различные подвиги, чтобы завоевать ее благосклонность, посвящать ей стихотворения и серенады, но не сметь даже думать о сексуальной близости. Очевидно, сохранение подобных идеализированных отношений держало в напряжении обе стороны. Внутренняя борьба между возвышенным идеалом и естественными наклонностями человека и находила выражение в бесчисленных историях и жанровых картинках о рыцарях, побеждающих дикого человека ради дамы сердца. Чаще всего дикий человек похищает даму и пытается унести ее в свою пещеру. В этот момент на сцене появляется рыцарь и в поединке убивает дикого человека... Но существуют и другие вариации темы, в которых сама дама одерживает победу над диким человеком. Сначала он ведет себя с дамой со своей обычной свирепостью, но вот он уже покорен ею, приручается и цивилизуется силой ее любви. Все это явно предназначено, с одной стороны, отдать дань добродетелям дамы, с другой — показать мольбы ее поклонника, признать его благородные стремления и наградить своей любовью и, таким образом, превратить его в счастливейшего из людей. Часто жаждущий признания любовник удаляется в дикие места — как будто впадает на время в безумие, — пока леди не одарит его своей благосклонностью. “Чем больше рыцаря таким образом заставляют страдать, — говорит Бернхеймер, — тем выше престиж леди, которая стала причиной его мучений. Если вспомнить, многие знаменитые персонажи рыцарских романов — Айвенго, Ланцелот, Тристан — пали жертвами этой странной болезни, поражавшей странствующих рыцарей”. Эта идея предполагаемого безумия указывает нам на один из действительно возможных источников мифа о диком человеке — а именно о живущем в лесу несчастном сумасшедшем. Библейская книга пророка Даниила рассказывает, что изгнанный людьми царь Навуходоносор “ел траву, как вол, умывался небесной росой, а его волосы превратились в орлиные перья и руки стали похожи на птичьи лапы с когтями”. В средние века было обычным делом позволять сумасшедшим бродить на свободе, и некоторые из них уходили жить в лес. Легко понять, что факт присутствия неразумных человеческих существ, возможно насильственно изгнанных из общества и вынужденных влачить грубое существование в диком лесу, может превратиться в легенду о диком лесном человеке. Колдун Мерлин, больше известный нам как советник короля Артура, также считался сумасшедшим. Эпос XII века “Vita Merlini” Джефри Монмауфа описывает, как Мерлин, впервые сошедший с ума после смерти его братьев в сражении, время от времени впадал в безумие и уходил в лес, где становился “лесным человеком”, то есть диким человеком. В средние века за выражением “дикий человек” могло стоять много понятий; настоящее чудовище и несчастный сумасшедший, демон и символ физической любви, воплощение чистой и простой жизни или просто украшение на геральдическом гербе. В том или другом виде он, наверное, был необходим людям, иначе этот образ не пользовался бы такой популярностью несколько сотен лет. В различных уголках мира дикий человек продолжает существовать до сих пор — в человеческом уме, если не в реальности. Современный человек также увлечен идеей о диком человеке и упрямо хочет верить в него. В 1913 году некто по имени Джо Кноул провел несколько месяцев, блуждая по самым глухим местам штата Мэн. Он утверждал, что охотился без применения оружия, убивая дичь голыми руками. Этого человека, жившего некоторое время по законам дикого человека, с энтузиазмом приглашали жители Бостона и других городов Новой Англии, горевшие желанием поверить в возможность выживать в диких дебрях. Позднее было доказано, что утверждения Кноула были лживы, и это вызвало в обществе глубокое разочарование. Возможно, общераспространенным примером привлекательности образа дикого человека является чрезмерная косматость некоторых молодых люден. Речь идет не просто о традиции носить длинные волосы, которые были модными и приемлемыми в обществе вплоть до прошлого века. Длинные, нечесаные и немытые волосы являются сознательным символом отторжения цивилизации и сближения с дикой природой. Таким же образом, слушая разные крайние направления современной поп- и рок-музыки и наблюдая современные танцевальные стили с их невыразимым словами отбрасыванием любых цивилизованных форм и торжеством примитивности, мы приходим к мысли, что дикий человек может легко вписаться в имидж современного человека. Нашим предкам, приступившим к построению цивилизованного общества и формированию правил поведения — которые, конечно, не мешали им вести себя со всей возможной дикостью во имя “благих” целей, санкционированных церковью и государством, — вероятно, необходимо было выразить свои собственные примитивные инстинкты в вымышленном диком человеке. Известно, что психология рекомендует нам иногда давать выход эмоциям дикого человека, который обитает внутри нас, по крайней мере в таком безобидном и символическом виде, как грязные, нечесаные волосы и вопящие поп-звезды. Когда-нибудь современная мода на дикого человека угаснет, так же как и мифический, бродящий по лесам Европы дикий человек растворился во мгле. Но трудно представить день, когда дикий человек в той или иной форме полностью исчезнет из нашего воображения.
Мир не придет к концу. Он изменится... Все изменится...
|
|
| |
TVirus |
Дата: Суббота, 25.12.2010, 15:00 | Сообщение # 3 |
Lady Dark Floors
Группа: Модераторы
Сообщений: 2893
Статус: Offline |
Короткие истории о диком человеке Тибетский фольклор включает в себя также короткие рассказы-истории о диких людях, которые, как верят тибетцы, живут высоко в горах, но иногда встречаются и в лесных чащобах, покрывающих горные склоны. Дикие люди изображаются мощными волосатыми существами, внешне похожими на человека. Только их лица, имеющие ярко-красный цвет, свободны от растительности. Эти существа не знают огня, питаются мясом диких животных, не брезгуя при случае и человечиной. Они любят скрытно наблюдать (что говорит об их любознательности) за деятельностью жителей окрестных деревень и подражать им. Спускаясь ночью в долины, дикие люди по своему неразумию причиняют селянам много вреда. Они могут приносить и пользу, если с ними удается установить дружеский контакт. Дикие люди тибетцев очень напоминают «йети» — снежного человека, которого долго и пока безуспешно ищут экспедиции европейских ученых в горах Центральной Азии. В нашем распоряжении имеется современная рукопись— тибетский машинописный текст, содержащий 18 коротких рассказов о диких людях, под некоторыми стоит имя рассказчика, записавшего эти истории. Этот текст в целом озаглавлен «Различные истории о повадках дикого человека, взятые из преданий тибетских простолюдинов». Ниже приведем перевод нескольких таких историй. Рассказ о горном, или диком, человеке. Дикий человек имеет очень мощное телосложение, весь покрыт волосами. Внешне он похож на обычного человека, но обитает, как говорят, высоко в горах, пищу составляет мясо диких животных, но при случае он не отказывается и от человеческого мяса. Вот рассказывают. Жили дикие мужчина и женщина. Женщина ела человечину и мясо диких животных. Как-то раз у нее в горле застряла острая кость, вызвав нагноение и причиняя сильную боль. Тем временем вниз по горной тропинке спускался верхом на лошади знаменитый лекарь по имени Ютокба Старший. Вдруг путь его лошади преградил дикий человек и жестами приказал лекарю следовать за ним. Он привел лекаря в свою пещеру, где на травяной подстилке лежала дикая женщина и громко стонала боли. Лекарь осмотрел женщину, извлек кость, выпустил гной из нарыва и приложил лекарство. Дикие люди были очень рады и в знак благодарности положили в хурджин лекарю человеческую голову. Тот страшно испугался и, подумав, что его также могут убить, поспешил прочь. Однако дикий мужчина и не думал убивать лекаря. Наоборот, он проводил его до того места, где остался пастись конь лекаря, и Ютокба Старший не потерпев никакого ущерба, благополучно вернулся домой. Дикая женщина тоже, говорят, совсем поправилась. Записал учитель Чунгик Пхюнцок Лунток. Другие рассказали. Дикий человек, спустившись с гор, пришел ночью в одно селение. Случилось так, что той же ночью девушка устроилась спать около дома. Тот дикий человек набросился на девушку и стал ее насиловать. Бедняжка, думая, что если она станет кричать, то дикий человек прикончит ее, от страха молчала. После этого дикий человек взвалил девушку на плечи и утащил в свое логово на горе. Каждый день он приносил девушке воду, человечье мясо, а также мясо различных диких животных. Так прошел целый месяц. Опечаленные родители собрали много мужчин, и те направились на поиски пропавшей. Решив, что девушку унес дикий ловек, мужчины стали обшаривать горные пещеры и возле одной из них услышали звуки, похожие на человеческий голос. Заглянув в эту пещеру, они увидели голую девушку, сидевшую на подстилке из травы. Дикого человека в пещере не было. Мужчины взяли девушку и унесли в селение. Тело девушки за то время, пока она жила у дикого человека, сплошь покрылось волосами, она разучилась говорить и являла собой очень жалкое зрелище. Дома родители одели девушку, давали ей пищу, что едят люди, и всячески заботились о ней. Однако через несколько дней их дочь умерла. Сейчас редко услышишь о диком человеке. Но люди народности хор, живущие на севере, в Цинхае, могут рассказать множество подобных историй. Несомненно, что в той местности живет много диких людей. Записал учитель Чунгик Пхюнцок Лунток. Вот еще одна история о диких людях. Существа, именуемые дикими людьми, живут в горах и дремучих лесах. Лица их ярко-красного цвета, цвета сырого мяса, свободны от растительности. Все же остальное тело покрыто густыми волосами. Рост диких людей примерно в два раза превышает наш рост, рост обычных людей. Размер же ступни у них достигает длины одного локтя. Откуда это узнали? Дикие люди зимой сходят на равнину и оставляют много следов на снегу. Скотоводы северных равнин гоняют летом яков на горные пастбища. Стада яков составляют там 500—600 голов. Дикие люди спускаются с гор, выходят из лесов, убивают яков и уносят их туши в свои логова. Записал учитель Чунгик Пхюнцок Лунток. И еще... Те, кого называют дикими людьми, похоже, встречались на территории Индии в стародавние времена, когда там жил Будда Гаутама. Откуда это известно? Дело в том, что в наших священных книгах — сутрах встречаются упоминания о диких людях. Так, говорится в одной из сутр, однажды Ананда вместе с Буддой проходили около горы, и Ананда вдалеке увидал дикого человека. «Защити меня от ужасного дикого человека»,— взмолился он Будде. Будда произнес мантру покорения дикого человека, и тот бросился бежать прочь, мигом покрыв расстояние в четыре тысячи сажен. В сутрах встречается много таких историй. Еще и такую историю рассказали про диких людей. Дикие люди днем пребывали на вершине горы или в диких ущельях. Прячась в расселинах скал, они наблюдали за жизнью обитателей близлежащей деревни, смотрели, как те занимаются различными полевыми работами: жнут ячмень, отвозят его на ток, ведут обмолот, в перерыве между работами обедают, запивая е цяном. С наступлением темноты, когда крестьяне возвращались в деревню, на поля спускались дикие люди. Он пытались подражать крестьянам, повторять все их дейсгвия, но невольно наносили ущерб созревшим злакам, разбрасывая зерно, обмолоченное на току. Пришло крестьянам серьезно призадуматься: «Как уничтожить диких людей?» Как-то днем одна большая группа крестьян пришла на поле, а другая — на ток. С собой он принесли много глиняных кувшинов, наполненных водой. Рассевшись вокруг этих кувшинов, крестьяне стали пить воду, делая вид, что пьют хмельной цян; затем все прикинулись сильно опьяненными. Они завязали между собой шуточные потасовки, а затем, выхватив из ножен заранее сделанные из дерева кинжалы, стали этими кинжалами поражать друг друга и валиться на землю, изображая мертвых. В сумерках крестьяне принесли на поле и ток много глиняных кувшинов с крепким цяном и повсюду разбросали настоящие кинжалы. Ночью на месте земледельческих работ собрались дикие люди. Они стали пить крепкий цян и взаправду сильно опьянели. Меж ними возникли уже не шуточные потасовки, а в итоге дело дошло и до стальных кинжалов, да так, что в обоюдной схватке дикие люди перебили друг друга. Вот какую историю о диких людях рассказал один человек из тибетской местности Ма-кьянг. Прежде в этой местности, сказал он, обитало очень много диких людей. Они жили в густом лесу и оттуда внимательно наблюдали за тем, что делают днем окрестные жители. По ночам же дикие люди выходили леса и начинали подражать действиям местных сел, нанося их хозяйству большой ущерб. Местные жители, чтобы избавиться от диких людей, придумали свой способ. Что же это за способ? Днем на открытое место они поставили большую корчагу с водой и изготовили много деревянных кинжалов. Усевшись вокруг корчаги, они стали пить воду, а затем, схватив деревянные кинжалы, разыграли потасовку, в ходе которой некоторые падали на землю, притворяясь мертвыми. В сумерках жители принесли на это место большую корчагу с крепким цяном, куда был добавлен яд, а вокруг разбросали настоящие острые кинжалы, после чего разошлись по домам. Ночью сюда пришли дикие люди. Повторяя действия селян, они стали пить цян, а потом затеяли драку на настоящих кинжалах, поражая друг друга до смерти. В результате все дикие люди погибли. Одни умерли от ран, другие от отравленного цяна. С тех пор в той местности не стало диких людей. Записал Чжанмин Сёнам Нгёчжуп. Еще об одном способе умерщвления диких людей. Жили как-то старик со старухой. Старуха занималась пахтаньем масла, и тем старики существовали. В этой местности обитали дикие люди. Улучив момент, когда стариков не было дома, они приходили в их хижину и портили сделанное старухой. Иногда старуха, сидя около огня, смазывала растительным маслом свои волосы. Наблюдая это, дикие люди стали изводить все масло стариков, смазывая им свои головы. Посоветовавшись, старик и старуха придумали способ, как им избавиться от диких людей. Они добавили в сосуд с растительным маслом много горючей смолы, развели большой огонь и ушли. Тут же появились дикие люди и, намазав головы горючей смолой, расселись близ жаркого огня. Огонь перекинулся на волосы, обильно умащенные горючей смолой, и все дикие люди погибли от ожогов. И еще об одном способе умерщвления диких людей. Дикие люди, приходя ночью в селение, творили там много вреда. Тогда местные жители, пораскинув умом, развели днем на равнине большой костер. Собравшись вокруг костра, они умастили свои тела маслом и сидели у огня, грея то грудь, то спину. К ночи, добавив дров в костер и оставив кувшины с маслом, все вернулись в деревню. Вскоре у костра собрались дикие люди. Они умастили свои тела маслом и подвинулись к огню. От искр их длинные волосы, обильно смазанные маслом, мигом вспыхнули, и все дикие люди погибли от ожогов. Следующая история. В двух днях пути на восток от Лхасы лежит деревня под названием Мэчо Гонка. В той деревне жила молодая девушка. Днем она обычно ходила пускать воду для орошения поля, а с сумерками возвращалась домой. Как-то раз, шагая по горной тропинке, она повстречалась с диким человеком. Тот человек не проявил никаких враждебных намерений. Наоборот, он очень ласково обнял девушку и поцелуями пытался расположить к себе. В конце концов он привел девушку в свое логово в труднодоступной горной пещере. Там дикий человек оставил девушку, а сам ночью отправился к людям в деревню. В деревне он раздобыл и принес в пещеру пищу, что едят люди: цзамбу, масло, вяленую баранину и вяленое мясо яка, целую тушу овцы. Кроме того, принес женские украшения из бирюзы и кораллов, не мог принести только огня, хотя девушка жестами много раз просила его об этом. Так жили они долгое время, и девушка родила дикому человеку ребенка. Дикий человек натаскал в пещеру много всяких вещей и разнообразной еды, что бывает лишь в домах у богатых людей. Однако молодая женщина постоянно мечтала вернуться домой, но не знала, как осуществить свое желание. Как-то раз подумала, что если не избавится от дикого человека, то не сумеет спастись бегством. Однажды молодая женщина смазала маслом трещины и ссадины на ступнях дикого человека и жестами сказала, чтобы тот принес ей бычью шкуру. Дикий человек выполнил ее желание. Тогда женщина вымочила ее а затем, сняв мерку с ноги дикого человека, скроила ему обувь из мокрой кожи. Этой кожей она покрыла ему ноги и крепко сшила ее по краям. Дикий человек крайне доволен. Несколько дней ему было очень удобно ходить в обуви, а не босиком. Затем день за кожа стала все сильнее ссыхаться, больно сжимала, и ходить в такой обуви оказалось чрезвычайно больно, а снять невозможно. И вот, спускаясь со скалы дикий человек поскользнулся, рухнул в пропасть, и разбился насмерть. Тогда пленница дикого человека стала громко кричать из своей пещеры. Эти крики услышали сборщики хвороста и сообщили ее домашним. Те пришли и с немалым трудом помогли несчастной выбраться из логова дикого человека. Вытащили также и все вещи, находившиеся там, так что семья сразу разбогатела. Ребенок же дикого человека умер. Все это произошло много лет назад. И такая история. Давным-давно в одной долине жили старуха-мать с сыном. Сын ежедневно ходил в горы собирать на продажу хворост. Однажды, когда юноша на вершине горы собирал хворост, ему сильно захотелось пить, и он решил спуститься к ущелью, где били ключи и бежал ручей. Подойдя к краю ущелья, юноша нашел ключ, напился воды и присел отдохнуть. Заглянув вниз, он увидал в глубине пропасти дикого человека, свалившеюся с обрыва. Тот дикий человек, заметив юношу, стал делать ему рукой знаки, молящие о помощи. Юноша был очень сострадательным человеком. Он осторожно спустился вниз и подал дикому человеку руку, желая помочь ему идти. Но у того была повреждена нога, и он совсем не мог двигаться. Тогда юноша взял веревку, связал дикого человека, взвалил его на спину и принес к себе домой. Там он смазал маслом раны дикого человека и накормил его. Спустя несколько дней раны дикого человека полностью зажили. Он очень привязался к юноше и вместе с ним стал ходить в горы за хворостом, принося в дом юноши огромные вязанки. Однажды начальник округи послал юношу отнести письмо в один из отдаленных районов Тибета. Сильно пригорюнилась его мать-старушка. «Ведь много дней придется сынку быть в пути,— печально думала она,— а меня нет никого, кто бы кормил меня — старуху». Однако, пока не было сына, выполнявшего поручение начальника, дикий человек верно служил старухе. Он приносил ей из леса различные плоды и ягоды, убивал диких зверей и снабжал старуху их мясом. И пока не вернулся ее сын, дикий человек продолжал обеспечивать старую женщину различной едой. История о диком человеке, случившаяся лет пятнадцать-шестнадцать назад. Хозяйка одного семейства, жившего в уезде Чомо, очень страдала от болезни. У нее был слуга, довольно глуповатый на вид. Призвав к себе этого слугу, о приказала ему: «Ступай-ка к святому наставнику, живущему на краю леса, расскажи ему о моей болезни спроси у него, умру ли я или поправлюсь, да узнай, какие обряды мне надо совершить, чтобы живой остаться. С этими словами она вручила слуге богатые дары отправила в путь. Выполняя приказ хозяйки, слуга пришел к святому наставнику, но того не оказалось дом «Куда ушел святой наставник?» — спросил слуга у е послушников. «Он отправился в пещеру, находящую в глубине леса, для совершения обряда глубокого покаяния,— отвечали те,— даже мы не знаем туда дорогу, а тебе и думать нечего отыскать пещеру, поэтому лучше не ходи, чтобы не заблудиться и не пропасть». Но, помня о больной хозяйке, слуга не внял их советам вступил в темный лес. Он долго брел наобум, к вдруг неизвестно откуда появился дикий человек. Е мощное туловище все поросло шерстью, а безволосое лицо было ярко-красного цвета. Дикий человек взял слугу за руку и повел за собой. Они долго пробирался по лесу, пока впереди не показалась пещера. Тут дикий человек оставил слугу, а сам убежал. Слуга подошел пещере и у ее входа встретил святого наставника. «Сынок, ты как ко мне попал?» — спросил святой. Слуга рассказал, что его привел сюда дикий человек, а затем преподнеся святому дары, поведал о болезни своей хозяйки. «Твоя хозяйка поправится,— произнес сей наставник,— вот с тобой не все ладно». Он накормил слугу, вручил ему целительные реликвии для передачи хозяйке и объяснил, как найти обратный путь. Вернувшийся домой, слуга вручил хозяйке эти реликвии и сказал, как ему удалось отыскать святого. Через несколько дней хозяйка поправилась, но говорят, что слуга тот умер.
Мир не придет к концу. Он изменится... Все изменится...
|
|
| |
|
Все используемые аудиовизуальные материалы, размещенные на сайте, являются собственностью их изготовителя (владельца прав) и охраняются законом. Эти материалы предназначены только для ознакомления! * Copyright: DarkMySoul©2009/2010 * |
|
|
|
|